Самая моя большая бизнес-ошибка (команда, продукт, клиентская база)

Я начал контактировать с тусовкой стартаперов с 2008 года. Пробовал и сам привлекать инвестиции (об ошибке здесь в другой раз). Удивило тогда, что в презентации обязательно нужно было указать команду. И если ты один – инвесторы считали, что это плохо. Мне была понятна важность идеи, финансирования. Но почему все так носятся с этим понятием «команда» было непонятно. Ведь если есть финансирование, команду можно нанять. Казалось даже, что это какой-то фетиш, навеянный западными идеями, у нас неприменимыми.

Прошло 4 года, и у меня «бизнес стрельнул». Я с легкостью собирал один за другим тренинг, зарабатывая 1-2 миллиона в месяц. При этом всю работу по продажам и ведению делал один. Чуть позже появилась помощница, которая проверяла почту и выдавала доступы студентам. Моя рентабельность была почти 95%. Рынок был настолько пуст и голоден, что даже не нужно было вкладываться в рекламу. Я легко собрал миллион с базы 700 человек. Делал запуск за запуском на базу в 4000 человек. И база отлично пополнялась с помощью «сарафанного радио», органического трафика и моего вирусного скрипта.

Опыта не хватило, чтобы понять, что это явление временное. И скоро придет конкуренция. Нужно будет вкладываться в рекламу (время и деньги),  в качество и обратную связь (опять время и деньги). Да и юношеская энергия не будет жить вечно.

Правильным было бы сверхприбыли сразу пустить на накопление базы подписчиков, построение команды и линейки продуктов. Но я не предполагал о надвигающихся тучах и продолжал спускать деньги на «лакшери жизнь», которая была в диковинку.

Очнулся я посреди финансового кризиса в стране. С выросшими сильными конкурентами, пока я расслаблялся. С базой подписчиков по теме инфобизнеса на 2000 человек и теме интернет-маркетинга на 8000 человек. Без единого человека, которому можно было поручить целиком какую-то серьезную часть работы: маркетинг, трафик, продукты, обратную связь.

Сейчас с «горящей задницей» приходится наверстывать упущенное. Собрал команду. Ради этого пришлось отказаться от 80% своего дохода в пользу сотрудников. Есть успехи. Но если бы знал эту мудрость тогда… все бы могло быть иначе.

Вывод:

Если пришли легкие деньги и в бизнесе есть перспектива развития, лучше всего их вложить в команду, продукт и увеличение клиентской базы. Если бизнес ситуативный и будущего у него нет – шальные деньги лучше парковать в недвижимость или активы, в которых вы очень хорошо разбираетесь.

UPD (Добавленный комментарий)

«АНТОН, У ТЕБЯ ВСЕ О’КЕЙ?» —

написал друг после этой статьи.

На всякий случай поясню всем — все хорошо. Заметки по ошибкам – это выводы прошлого опыта. С сегодняшним днем не имеют прямой связи. Это всего лишь одна из рубрик, на которые мне интересно писать и делиться опытом. Если где-то я нагнетаю «драматизма», то только чтобы достучаться через эмоции и предупредить тех, кто еще не успел обжечься.

Что касается темы статьи «команда», над этим я работаю почти полтора года. За год удалось выстроить отдел обучения, сократив свое время на производство на 90%. Он работает над обслуживанием, повышением системности обучения и качества обслуживания.

Мой личный «челлендж на год» — это выстроить команду маркетинга Интернет-Университета и упаковать с помощью команды пару десятков продуктов.

Каждую неделю случаются небольшие победы. Например, Лайк-Центр (Лайк-Холдинг) стал клиентом нашей платформы АнтиТренинги.

А суммарное количество активных студентов нашей платформы  достигло 10 000 человек. Активные — это которые выполняли задания за последний месяц. Одновременно по вечерам я наблюдаю до 1500 человек в онлайне одновременно.

Все, кто хотят предоставлять качественное обучение с обратной связью, постепенно переходят на antitreningi.ru

выскажите свое мнение

Оффер 19 моделей
Оффер воздух