Самая моя большая бизнес-ошибка (команда, продукт, клиентская база)

Самая моя большая бизнес-ошибка (команда, продукт, клиентская база)

Я начал контактировать с тусовкой стартаперов с 2008 года. Пробовал и сам привлекать инвестиции (об ошибке здесь в другой раз). Удивило тогда что в презентации обязательно нужно было указать команду. И если ты один – инвесторы считали что это плохо. Мне была понятна важность идеи, финансирования. Но почему все так носятся с этим понятием «команда» было непонятно. Ведь если есть финансирование – команду можно нанять. Казалось даже что это какой-то фетиш навеянный западными идеями у нас неприменимыми.

Прошло 4 года и у меня «бизнес стрельнул». Я с легкостью собирал один за другим тренинг зарабатывая 1-2 миллиона в месяц. При этом всю работу по продажам и ведению делал один. Чуть позже появилась помощница которая проверяла почту и выдавала доступы студентам. Моя рентабельность была почти 95%. Рынок был настолько пуст и голоден что даже не нужно было вкладываться в рекламу. Я легко собрал миллион с базы 700 человек. Делал запуск за запуском на базу в 4000 человек. И база отлично пополнялась с помощью сарафанного радио, органического трафика и моего вирусного скрипта.

Опыта не хватило чтобы понять что это явление временное. И скоро придет конкуренция. Нужно будет вкладываться в рекламу (время и деньги),  в качество и обратную связь (опять время и деньги). Да и юношеская энергия не будет жить вечно.

Правильным было бы сверх-прибыли сразу пустить на накопление базы подписчиков, построение команды и линейки продуктов. Но я не предполагал о надвигающихся тучах и продолжал спускать деньги на «лакшери жизнь», которая была в диковинку.

Очнулся я посреди финансового кризиса в стране. С выросшими сильными конкурентами, пока я расслаблялся. С базой подписчиков по теме инфобизнеса на 2000 человек, и теме интернет-маркетинга на 8000 человек. Без единого человека которому можно было поручить целиком какую-то серьезную часть работы: маркетинг, трафик, продукты, обратную связь.

Сейчас, с «горящей задницей» приходится наверстывать упущенное. Собрал команду. Ради этого пришлось отказаться от 80% своего дохода в пользу сотрудников. Есть успехи. Но если бы знал эту мудрость тогда… все бы могло быть иначе)

Вывод:

Если пришли легкие деньги и в бизнесе есть перспектива развития, лучше всего их вложить в команду, продукт и увеличение клиентской базы. Если бизнес ситуативный и будущего у него нет – шальные деньги лучше парковать в недвижимость или активы в которых вы очень хорошо разбираетесь.

UPD (Добавленный комментарий)

АНТОН, У ТЕБЯ ВСЕ ОК?

написал друг после этой статьи

На всякий случай поясню всем — все хорошо. Заметки по ошибкам – это выводы прошлого опыта. С сегодняшним днём не имеют прямой связи. Это всего лишь одна из рубрик на которые мне интересно писать и делиться опытом. Если где-то я нагнетаю «драматизма», то только чтобы достучаться через эмоции и предупредить тех кто еще не успел обжечься.

Что касается темы статьи – команда. Над этим я работаю почти полтора года. За год удалось выстроить отдел обучения, сократив свое время на производство на 90%. Он работает над обслуживанием, повышением системности обучения и качества обслуживания.

Мой личный «челендж на год» это выстроить команду маркетинга Интернет-Университета и упаковать с помощью команды пару десятков продуктов.

Каждую неделю случаются небольшие победы. Например Лайк-Центр (Лайк-Холдинг) стал клиентом нашей платформы Антитренинги.

А суммарное количество активных студентов нашей платформы  достигло 10 000 человек. Активные это которые выполняли задания за последний месяц. Одновременно по вечерам я наблюдаю до 1500 человек в онлайне одновременно.

Все кто хотят предоставлять качественное обучение с обратной связью, постепенно переходят на antitreningi.ru

выскажите свое мнение